"Обучение, построенное на усвоении
конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности."
А. Гин
Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI века можно
сформулировать следующим образом: «В
основе преподавания будет лежать обучение мышлению".
Важнейший момент в этом учебном процессе - переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями.
Важнейший момент в этом учебном процессе - переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями.
ТРИЗ —
теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его
коллегами.
Основа ТРИЗ – это
функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая
скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для
анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и
делать выводы. Выполнение анализа по определенным правилам позволяет
сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при
анализе любых ситуаций и объектов.
Особенность ТРИЗ-педагогики
заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования
осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса
мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.
В результате у учащихся формируется мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности.
В результате у учащихся формируется мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности.
Первоначально ТРИЗ применялась только для решения инженерно-технических задач, но
давно уже превратилась в универсальную технологию анализа и решения проблем в
различных областях человеческой деятельности.
На уроках с использованием ТРИЗ
знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в
результате самостоятельной работы с информацией.
Основные цели развития
творческого мышления детей средствами ТРИЗ:
-Овладение основными инструментами
ТРИЗ и развитие у детей умения использовать их на практике;
-Преодоление свойственной
большинству детей привычки поступать в нестандартных ситуациях по заученному
плану, без учета ситуативных особенностей и собственных индивидуальных
возможностей;
-Снятие страхов, мешающих
самостоятельно решать возникающие проблемы, воспитание уверенности в своих
силах;
-Воспитание интереса и готовности к
творческому решению задач, возникающих непосредственно в процессе
самостоятельного познания окружающего мира, обучения, общения, игр;
-Формирование у детей потребности в
развитии личных творческих способностей.
В результате обучения у детей
формируются ряд важных и востребованных качеств личности и умений:
-Организованность, критичность и
дивергентность мышления;
-Способность к самообучению и
быстрому освоению новых знаний и навыков;
-Уверенность в своих силах, в
способности преодолевать трудности;
-Системный подход к возникающим
проблемам (умение «разложить проблему по полочкам», установить простейшие причинно-следственные
связи);
-Умение быстро ориентироваться и
находить выход в необычных ситуациях;
-Умение адаптироваться в новой для
ребенка социальной среде.
На сегодняшний день я использую в своей педагогической
деятельности следующие приемы ТРИЗ:
- модель “Элемент - имя признака - значение
признака” для
рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений (литературное чтение, окружающий
мир, математика, русский язык).
- «Да-нетка» - метод сужения поиска посредством задавания
вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».
- модель “Морфологический ящик / копилка” для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий.Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявления существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах:
- на русском языке – сбор частей слова для конструирования
новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление
синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их
значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка
родственных слов;
- на математике – сбор элементов задачи
(условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок
математических выражений, величин, геометрических фигур для их
последующего анализа и классификации;
- окружающий мир – копилки различных видов
животных и растений;
- литературное чтение – копилка рифм, метафор;
копилка личностных качеств для характеристик героев.
- “Системный лифт” для рассмотрения частей
изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта
(окружающий мир, математика, русский язык).
- модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик:
- на литературном чтении – героев литературных
произведений;
- на окружающем мире – полезных ископаемых,
растений, животных, частей растений, систем организма;
- на математике – геометрических фигур,
математических величин;
- на русском языке – частей речи, членов
предложений, частей слова, лингв. терминов.
- “Составление плана/раскадровка”
для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения
(литературное чтение).
- “Метод Маленьких Человечков” для создания представления о
внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов (окружающий
мир).
ТРИЗ - это сложный, но интересный процесс
овладения знаниями. В настоящее время в образовательной политике приоритеты
отдаются инновационным педагогическим технологиям, учёные и практики
придумывают, изобретают новые формы работы. На «ТРИЗ – конференции»
детально рассматривался вопрос инновационности образования и соответствия ему ряда инновационных образовательных
технологий. Были выделены четыре поколения инновационных технологий. ТРИЗ
относится к четвёртому, самому новому, поколению, где «инновации педагогов
направлены на развитие инновационного мышления и инновационной деятельности
обучаемых» (из материалов конференции). Чем вызвана вторая «молодость»
технологии, которой уже 70 лет?
Ответ на
этот вопрос находится в самом начале повествования, и в цитате из
выступления Д.А.Медведева 4 февраля 2010 года: «Главные задачи современной
школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и
патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,
конкурентном мире», что напрямую перекликается со стратегической задачей ТРИЗ.
Технология
ТРИЗ соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения. В основе реализации
основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход,
который, в свою очередь, является одним из механизмов реализации ТРИЗ и РТВ в
частности. Он требует от учителя большой предварительной подготовки. Уроки носят ярко выраженный диалоговый
характер, для активного участия детей в
обсуждении изучаемого материала, в изобретении или «переизобретении» знаний
учитель должен так сконструировать
образовательный процесс, чтобы в ходе урока обучающиеся смогли не только
достигнуть поставленных задач, но и продемонстрировать результативность
организации данного процесса.
Воспитательный
потенциал ТРИЗ заложен в самом его методическом аппарате, т.к. предполагает
анализ любой ситуации, учёт противоречий, поиск оптимального решения. Это
соответствует основному направлению ТРИЗ – формированию неагрессивной
творческой личности.
В рамках
данной технологии максимально отражены
универсальные учебные действия, направленные на обеспечение системно
- деятельностного подхода и призванные способствовать реализации развивающего
потенциала образования, обеспечивающие школьникам умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Применение ТРИЗ способствует формированию следующих видов
универсальных учебных действий:
Регулятивных УУД:
целеполагание, планирование, прогнозирование,
самоконтроль, саморегуляция, обеспечивающие организацию учебных действий;
Познавательных
УУД:
-логических: анализ и синтез объектов и
явлений выбор оснований и критериев для
сравнения, сериации, классификации
объектов, подведение под понятие,
выведение следствий, установление
причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений,
выдвижение гипотез и их обоснование;
-общеучебных:
поиск информации, применение методов информационного поиска, структурирование
знаний, знаково-символические действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, создание алгоритмов;
Коммуникативных УУД:
постановка
вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли в соответствии с
задачей и целью коммуникации.
Таким
образом, ТРИЗ - технология содержательно и методологически соответствует
требованиям ФГОС НОО второго поколения,
способствует достижению личностных и метапредметных результатов обучения,
позволяет создавать образовательное поле, в котором происходит формирование
нового творческого типа личности.
"Посредственный учитель рассказывает.
Хороший учитель объясняет.
Замечательный учитель показывает.
Гениальный учитель вдохновляет". (Уильям Уорд)
Хороший учитель объясняет.
Замечательный учитель показывает.
Гениальный учитель вдохновляет". (Уильям Уорд)
Применение ТРИЗ позволяет учителю вдохновлять
своих учеников на открытие новых знаний, на поиск ответов на вопросы, на сочетание
несочетаемого, на желание изобретать, мыслить, а, значит, ТВОРИТЬ, а не
созерцать. Следовательно, ТРИЗ – технология может помочь каждому учителю стать
гениальным.
Методические советы при работе по ТРИЗ-технологииПравила работы на занятиях
Комментариев нет:
Отправить комментарий