Технология ТРИЗ

"Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности."

А. Гин

     Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению".
  Важнейший момент в этом учебном процессе - переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами.
Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы. Выполнение анализа по определенным правилам позволяет сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов.
   Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.
В результате у учащихся формируется мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности.
Первоначально ТРИЗ применялась только для решения инженерно-технических задач, но давно уже превратилась в универсальную технологию анализа и решения проблем в различных областях человеческой деятельности.
На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. 


Основные цели развития творческого мышления детей средствами ТРИЗ:
-Овладение основными инструментами ТРИЗ и развитие у детей умения использовать их на практике;
-Преодоление свойственной большинству детей привычки поступать в нестандартных ситуациях по заученному плану, без учета ситуативных особенностей и собственных индивидуальных возможностей;
-Снятие страхов, мешающих самостоятельно решать возникающие проблемы, воспитание уверенности в своих силах;
-Воспитание интереса и готовности к творческому решению задач, возникающих непосредственно в процессе самостоятельного познания окружающего мира, обучения, общения, игр;
-Формирование у детей потребности в развитии личных творческих способностей.

В результате обучения у детей формируются ряд важных и востребованных качеств личности и умений:
-Организованность, критичность и дивергентность мышления;
-Способность к самообучению и быстрому освоению новых знаний и навыков;
-Уверенность в своих силах, в способности преодолевать трудности;
-Системный подход к возникающим проблемам (умение «разложить проблему по полочкам», установить простейшие причинно-следственные связи);
-Умение быстро ориентироваться и находить выход в необычных ситуациях;
-Умение адаптироваться в новой для ребенка социальной среде.

На сегодняшний день я использую в своей педагогической деятельности следующие приемы ТРИЗ:
  • модель “Элемент - имя признака - значение признака для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений (литературное чтение, окружающий мир, математика, русский язык).
  • «Да-нетка» - метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».
  • модель “Морфологический ящик / копилка для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий.Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявления существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах:
    • на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;
    • на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;
    • окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;
    • литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев. 
  • Системный лифт” для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта (окружающий мир, математика, русский язык).
  • модель “Создай паспорт для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик:
    • на литературном чтении – героев литературных произведений;
    • на окружающем мире – полезных ископаемых, растений, животных, частей растений, систем организма;
    • на математике – геометрических фигур, математических величин;
    • на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов.
  • Составление плана/раскадровка для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения (литературное чтение).
  • Метод Маленьких Человечков” для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов (окружающий мир).
ТРИЗ - это сложный, но интересный процесс овладения знаниями. В настоящее время в образовательной политике приоритеты отдаются инновационным педагогическим технологиям, учёные и практики придумывают, изобретают новые формы работы. На «ТРИЗ – конференции» детально рассматривался вопрос инновационности образования и соответствия  ему ряда инновационных образовательных технологий. Были выделены четыре поколения инновационных технологий. ТРИЗ относится к четвёртому, самому новому, поколению, где «инновации педагогов направлены на развитие инновационного мышления и инновационной деятельности обучаемых» (из материалов конференции). Чем вызвана вторая «молодость» технологии, которой уже 70 лет?
Ответ на этот вопрос находится в самом начале  повествования, и  в цитате из выступления Д.А.Медведева 4 февраля 2010 года: «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», что напрямую перекликается со стратегической задачей ТРИЗ.
Технология ТРИЗ соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который, в свою очередь, является одним из механизмов реализации ТРИЗ и РТВ в частности. Он требует от учителя большой предварительной подготовки.  Уроки носят ярко выраженный диалоговый характер,  для активного участия детей в обсуждении изучаемого материала, в изобретении или «переизобретении» знаний учитель должен так  сконструировать образовательный процесс, чтобы  в  ходе урока обучающиеся смогли не только достигнуть поставленных задач, но и продемонстрировать результативность организации данного процесса. 
Воспитательный потенциал ТРИЗ заложен в самом его методическом аппарате, т.к. предполагает анализ любой ситуации, учёт противоречий, поиск оптимального решения. Это соответствует основному направлению ТРИЗ – формированию неагрессивной творческой личности.
В рамках данной технологии максимально отражены  универсальные учебные действия,   направленные на обеспечение системно - деятельностного подхода и призванные способствовать реализации развивающего потенциала   образования,  обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Применение ТРИЗ способствует формированию следующих видов универсальных учебных действий:
Регулятивных  УУД:
 целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция, обеспечивающие организацию учебных действий;
Познавательных УУД:
-логических: анализ и синтез объектов и явлений выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование;
-общеучебных: поиск информации, приме­нение методов информационного поиска, структурирование знаний, знаково-символические действия,  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности, создание алгоритмов;
Коммуникативных УУД:
постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли в соответствии с задачей и целью коммуникации.
Таким образом, ТРИЗ - технология содержательно и методологически соответствует требованиям  ФГОС НОО второго поколения, способствует достижению личностных и метапредметных результатов обучения, позволяет создавать образовательное поле, в котором происходит формирование нового творческого типа личности.
"Посредственный учитель рассказывает.
Хороший учитель объясняет.
Замечательный учитель показывает. 
Гениальный учитель вдохновляет".
(
Уильям Уорд)
Применение ТРИЗ позволяет учителю вдохновлять своих учеников на открытие новых знаний, на поиск  ответов на вопросы, на сочетание несочетаемого, на желание изобретать, мыслить, а, значит, ТВОРИТЬ, а не созерцать. Следовательно, ТРИЗ – технология может помочь каждому учителю стать гениальным.
Методические советы при работе по ТРИЗ-технологии
Правила работы на занятиях

Комментариев нет:

Отправить комментарий